Вступление
Что такое флекситанк? Флекситанк – это камера, разработанная для 20фт контейнера и являющейся безопасной емкостью для перевозки жидких наливных грузов.
Флекситанки не являются утвержденной формой упаковки для перевозки опасных грузов, указанных в Maritime Dangerous Goods Code, по морю.
Флекситанки используются для перевозки жидких наливных грузов более 20 лет. Однако, произошел неожиданный всплеск популярности в 2000 году с появлением одноразовых флекситанков.
До 2006 года перевозок насчитывалось около 5 000 в год. В 2006 общий мировой рынок вырос до 120 000 перевозок с использованием флекситанков.
Ежегодный прирост по оценкам будет между 15% и 20%. На данный момент от 15% до 20% от обьема всех перевозок осуществляется из Южной Америки, где особенно выделяются перевозки вина и фруктовых соков.
Рынок флекситанков разделен между продавцами оборудования и операторами. На рынке доминирует производитель и оператор Trans Ocean Distribution Limited который владеет примерно 45% общего рынка. Некоторые из новых участников предоставляют традиционные танк-контейнерные перевозки такие как Stolt Nielsen Transportation Group и Hoyer Global.
Во всем мире существует более 40 производителей флекситанков. На данный момент нет согласия в стандартах производства и ипользования. Однако, Container Owners Association организовала группу по работе с флекситанками в Париже 28 июня 2007. Целями являлись разработка “Стандарта” и “Правил Использования” которым производители, операторы и контейнерные компании могут следовать.
Контейнерные компании убеждены, что давление, оказанное на боковые стенки может деформировать их более сильно, чем это допустимо ISO. Некоторые компании настолько убеждены в этом, что не разрешают перевозку флекситанков. Многие считают, что необходим лимит на обьем грузов, перевозимых во флекситанках.
Международная организация стандартизации (ISO)/ Институт Международных Арендодателей контейнеров (IICL) допускают деформацию панелей в пределах 10мм по отношению к плоскости боковых поверхностей углов.
Преимущества/ недостатки
В некоторых секторах рынка перевозок безопасных грузов флекситанки считаются эффективной альтернативой контейнерным танкам и бочкам.
Причины для продвижения одноразовых флекситанков:
Недостатки флекситанков
Типы флекситанков
Первые флекситанки были спроектированы для многоразового использования. Что влекло за собой необходимость чистки и перемещения. Однако эти затраты исчезнули с появлением одноразового флекситанка, который сейчас наиболее используем. Одноразовые флекситанки сейчас занимают 95% общего рынка.
Обычно объем флекситанка сотставляет от 10 000 до 24 000 литров. Вес зависит от плотности груза. Разрешенный брутто вес не должен быть превышен. Однако обычно не загружают более 24 000 кг жидкости в 30-ти тонный контейнер, хотя некоторые операторы контейнеров считают, что это слишком много.
Основное различие в конструкции многоразовых и одноразовых флекситанках - это использование во многих многоразовых флекситанках сжимающих ремней. Ремни считались и сейчас считаются опасными, так как они концентрируют давление на поверхности флекситанка и могут вызвать разрыв материала. В случае одноразового флекситанка можно обойтись без сжимающих ремней.
Если флекситанк не заполнен до своего номинального объема, тогда может случиться волнение груза и перемещение центра тяжести жидкости, что приведет к переворачиванию и повреждению контейнера, а также возможному повреждению и протеканию флекситанка. Счетчик количества жидкости должен быть использован, чтобы удостовериться, что флекситанк заполнен до своего нормального объема (+/ - 500 литров от номинального обьема). Только визуальный осмотр вряд ли будет эффективен.
Использование флекситанков
Множество видов продуктов перевозятся во флекситанках, включая вино, фруктовые концентраты, жир, рыбий жир, базовые и трансформаторные масла, растительные пищевые масла, моющие средства, неопасные химикаты, добавки к буровому раствору, краска на водной основе, чернила для печати, латекс и питьевая вода.
Флекситанки проектируются по-разному, однослойные и многослойные, а также из разных материалов, но обычно из полиэтилена. Отправитель должен согласовать с оператором флекситанков самый подходящий тип флекситанка, который будет соответствовать продукту для отправки. Также необходимо согласовать наличие непроницаемого барьера для предотвращения загрязнения продукта из внешних источников. Например, вино загрязнялось нафталином, источник которого не всегда был найден.
Однослойные флекситанки изготовляются из полиэтилена, толщиной 1мм, тогда как многослойные флекситанки изготовляются и нескольких слоев пластика, в котором внутренний слой должен быть как минимум полиэтилен. Каждый слой может быть толщиной 125 микрон. Внешний слой многослойных флекситанков обычно сотканный пластик. Во время загрузки многослойного флекситанка, различный слои могут помяться или зацепится что приведет к разрыву слоя.
Выбор контейнера
Из многочисленных переговоров с заинтересованными сторонами, дано общее согласие на то, что должен быть использован минимум 30-тоннный контейнер, сделанный из стали Corten, независимо от размера флекситанка. Фактическая прочность боковых стенок зависит от разрешенной полезной нагрузки контейнера, то есть 0.6 х полезная нагрузка (ISO 1496-Серия 1 грузовые контейнеры – спецификации и тестирование). Таким образом, боковые стенки 30-ти тонного контейнера были протестированы на большую грузоподъемность, чем 24 тонного контейнера.
Тестирование боковой стенки требует, чтобы весь грузовой контейнер был подвержен постоянной равноменой нагрузке, которая подается, чтобы выявить деформацию боковой стенки и продольных частей. Стандарт ISO требует, чтобы по окончанию тестирования в контейнере не было постоянной деформации и отклонений, которые могут привести к невозможности его использования, а также требования по размерам, которые отвечают за управление, безопасность и замену были удовлетворительными. Таким образом, для 30-ти тонного контейнера тестовая загрузка будет порядка 16.8 тонн. Однако, флекситанк не имеет одинаковой нагрузки на всю площаль боковой стенки и максимальный брутто вес жидкого груза, рекомендуемый операторами флекситанков, 24.000 кг. Однако некоторые операторы считают что предел должен быть ниже. Контейнеры не классифицированы специально для флекситанков.
Для того чтобы минимизировать нагрузку на боковые стенки грузового контейнера рекомендуется, чтобы высота части флекситанка, которая соприкасается с боковой стенкой была доведена до минимума. Оптимальная предложенная высота – 1.3 метра.
Также рекомендуется, чтобы боковые панели были полностью обтянуты картоном и, что обклеенные панели не являются допустимыми.
Некоторые производители флекситанков настаивают на том, чтобы боковые панели контейнера должны иметь минимальныю толщину 1.6 мм которая увеличивается до 2мм на концах.
Другие операторы рекомендуют использовать только пятилетние и более новые контейнеры. В случае использования более старых контейнеров они должны быть в хорошем состоянии. Это означает, что нельзя использовать контейнеры, которые имеют признаки сминания или деформации ребер боковой панели и/или признаков частичной замены боковой панели.
Контейнер должен быть установлен с:
Осмотр контейнера перед использованием
Вне зависимости от типа используемого флекситанка, контейнер должен быть осмотрен для удостоверения в следующем:
Некоторые операторы флекситанков предоставляют проверочный лист по выбору контейнера. Если контейнер не соответствует критериям, изложенным в нем, то департамент оператора обычно просит известить их об этом.
Для того, чтобы удостоверится в том, что флекситанк защищен от повреждений от необработанного металла, обычно обшивают внутреннюю часть контейнера. Гофрированный картон, пенопласт и гофро бумага используются чаще всего.
Для того чтобы минимизировать нагрузку на боковые стенки грузового контейнера рекомендуется, чтобы высота части флекситанка, которая соприкасается с боковой стенкой была доведена до минимума. Оптимальная предложенная высота – 1.3 метра.
Также рекомендуется, чтобы боковые панели были полностью обтянуты картоном и, что обклеенные панели не являются допустимыми.
Некоторые производители флекситанков настаивают на том, чтобы боковые панели контейнера должны иметь минимальныю толщину 1.6 мм которая увеличивается до 2мм на концах.
Во избежания вываливания флекситанка наружу во время открытия правой дверцы, ставится переборка.
Раньше эти переборки делались из дерева.Сейчас используются панели из пластика , удерживаемые горизонтальными стальными балками, которые устанавливаются в вертикальные борозды в столбах дверей.
Стальная сварная рама переборки, такая как показанная ниже, сконтруирована для того, чтобы выдержать суровые условия перевозки по железной дороге.
Для того, чтобы удостоверится в том, что флекситанк не выступает через свободное пространство в стальной решетке, достаточно жесткий лист должен быть помещен на внутреннюю сторону переборки. Это предотвращает трение флекситанка о сталь. Фотография ниже показывает горизонтальные стальные балки, с картонными листами, помещенными между флекситанком и стальными балками.
Штивка флекситанков
Штивка флекситанков на борту судна должна быть произведена с учётом двух важных факторов.
Для уменьшения сил, действующих на контейнер и флекситанк, штивка внизу, в трюме судна и в близости от цетральной линии корабля, является предпочтительной. Такие силы могут быть особенно действенными, когда корабль загружен не полностью и\или имеет высокую метацентрическую высоту, приводящую к малопериодичной бортовой качке. Однако если природа груза такова, что он затвердевает при утечке (например латекс) и которые могут заблокировать системы перераспределения жидкостей, попавших в трюм(* трюм здесь, пространство между днищем корабля и самой нижней палубой, куда попадает и откачивается трюмная вода), то штивка на палубе является предпочтительной.
Операторы судов могут захотеть рассмотреть вероятность загрязнения трюма(*) и\или других грузов, размещенных в одном трюме, в зависимости от природы груза.
Соответственно, информация, предоставленная отправителем должна включать полное описание природы продукта и его способность к затвердению, загрязнению или повреждению в случае утечки.
Принимая все эти факторы во внимание, оптимальная штивка для флекситанков это, скорее всего, первый ярус на палубе.
Этикетки контейнеров
Нормальной практикой считается помещение предупреждающего знака на левую дверцу контейнера. Лейбл должен предупреждать:
Эти предупреждения указаны на нескольких языках на одном лейбле. Однако и единственный лейбл предполагает, что он будет увиден человеком, обслуживающим контейнер, но не оператором крана или грузовика. Также это предполагает, что этикетка, написана языком, понимаемым людьми на протяжении всей транспротной цепочки.
Лучше поместить соответствующий плакат на каждую из четырех сторон контейнера, а также на крышу. Таким образом, это будет весьма полезно, если международно узнаваемый символ будет виден на расстоянии.
Насколько безопасны флекситанки?
Определенные типы флекситанков приняты, как предоставляющие качественную и экономичною систему хранения безопасных жидких наливных грузов. Однако, ни один метод отправки не может считатся полностью безопасным. И насколько велик риск?
Индустрия флекситанков не контролируется и не представляется ни одной торговой организацией. Поэтому, статистика происшествий для всего рынка не доступна.
Trans Ocean Distribution Limited указала, что лишь малый процент отправок приводит к происшествиям.
В 2005, только в 35 отправках из 31.052 сообщалось о вздутии флекситанка. Расследование выявило, что неправильное обращение с контейнером и\или имеющее место повреждение, ослабившее панель, были основными причинами.
Для облегчения разгрузки, нижние клапаны, расположенные рядом с дверным проемом были предпочтительны. Однако, это может привести к изменению внутренней энергии жидкости и давления в районе клапана, по сравнению с давлением на тело флекситанка.
Утечки могут иметь место из-за отделения двойной заплатки вокруг клапана и раскрытию и верхних и нижних частей клапана(фото внизу)
Для того чтобы минимизировать нагрузку на боковые стенки грузового контейнера рекомендуется, чтобы высота части флекситанка, которая соприкасается с боковой стенкой была доведена до минимума. Оптимальная предложенная высота – 1.3 метра.
Также рекомендуется, чтобы боковые панели были полностью обтянуты картоном и, что обклеенные панели не являются допустимыми.
Некоторые производители флекситанков настаивают на том, чтобы боковые панели контейнера должны иметь минимальныю толщину 1.6 мм которая увеличивается до 2мм на концах.
Рынок флекситанков разделен на более чем 40 производителей по всему миру. Отправители\Операторы контейнеров должны иметь дело с оборудованием, доступным в их регионе, и его возможностями.
Поврежденный контейнер не всегда означает утечку. Однако, если флекситанк протечет и весь его груз разольется, тогда, в зависимости от груза, стоимость отчистки будет значительная. Сумма порядка USD 75.000 должна быть затрачена на отчистку судна от разрыва одного флекситанка.
Флекситанк способен выдержать жесткие повреждения без утечки. Следующая фотография показывает флекситанк, загруженный в трюм, который заполнен трюмными водами . Продуктом был синтетический латекс. Утечек обнаружено не было и продукт был позже взят на пробу, принят и разгружен для запланированного использования.
С перевозкой любого груза могут возникнуть проблемы. При перевозке вина возможно брожение , которое при перевозке флекситанка может привести к его чрезмерному раздутию. Следующие фотографии показывают данный случай.
Несмотря на то что, стенки и потолок повреждены, утечки вина не выявилось. Это одна из причин, почему выпускные клапаны не используются в некоторых моделях. Выпускные клапаны подходят для жесткой конструкции танктейнеров, есть некоторые проблемы с конструированием подходящего для флекситанков, и нет идеального варианта на рынке. Размещение выпускного клапана было одной из причин критики, поскольку имели место частые утечки содержимого во время транспортировки.
Несмотря на этот пример, количество схожих инцидентов с вином для одного оператора флекситанков – три или четыри на 28.000 перевозок.
За последние несколько лет, Trans Ocean Distribution Limited провела серию тестов для того, чтобы продемонстрировать, что флекситанки не влияют на целостность стенок контейнера. Тесты включали в себя:
Ассоциация Американских Железных Дорог – Ударный тест – пройден – Февраль 2006, Полевой Тест пройден – Июнь 2006
Вертикальный подъем и Экстренная остановка тесты – Хьюстон – Февраль 2006
Тестирование Железнодорожной академии наук, Институт Транспорта и экономики – Пекин, Китай, Ноябрь 2004
Фрейтлайнер Ж\д тест, Соединенное Королевство, Июнь 2004
Компьютерное моделирование одного из операторов флекситанка показала, что боковые панели в хорошем состоянии не получают никаких повреждений при должном обращении с контейнером. Это было подтверждено тестами, перечисленными выше.
Trans Ocean Distribution Limited может обсудить с заинтересованными сторонами полученные в ходе тестирования данные по контейнерам, RhinoBulk(* флекситанки марки Trans Ocean Distribution Limited) флекситанкам и сборке стальных перегорородок. Желая получить принятый производственный стандарт в этом растущем секторе рынка, TOD является лидирующей стороной в создании рабочей группы по флекситанкам, под управлением Ассоциации Владельцев Контейнеров.
Первое собрание Flexitank Working Group было проведено в июне 2007, где были рассмотрены проблемы : “разбухание и повреждение контейнеров”, “Правила Использования”, а также безопасное использование, тестирование, обучение, безопасность и окружающая среда.
Отправители и операторы контейнеров должны понимать существенные различия между типами оборудования. Переговоры с многочисленными поставщиками и операторами флекситанков и исследование оборудования и предлагаемых услуг помогут добится этого.
Фрахтовые контракты
В фрахтовых контрактах владельцы и фрахтователи должны договорится, кто будет ответственннен за затраты и повреждения, являющиеся следствием утечки из флекситанка на борту судна.
Более того, когда коносаменты выпущены, они должны содержать оговорку, относительно стороны, ответственной за установку и загрузку флекситанка в контейнер.
Итог
Некоторые типы флекситанков широко принимаются, как предоставляющие качественный и экономичный метод упаковки для неопасных грузов. Вступление на рынок операторов танктейнеров означает, что флекситанки могут являтся более надежным способом транспортировки.
Повреждение контейнеру может быть нанесено в случае неправильного обращения или будут сказыватся повреждения ранее имевшее место, повлиявшие на прочность контейнера.
Во время транспортировки, содержимое флекситанка подвергается воздействию сил, действующих на контейнер, которые могут нанести урон или повлиять на стабильность.
Поврежденный контейнер не всегда означает утечку флекситанка.
Дли минимизации риска повреждения флекситанка, необходимо тщательно отбирать подходящий контейнер. Внимательный осмотр должен быть предпринят оператором контейнера перед передачей его оператору флекситанков, который также должен осмотреть контейнер перед установкой своего оборудования.
Операторы флекситанков должны предоставлять четкую инструкцию по отбору необходимигого контейннера и загрузки флекситанков. Инструкция должна быть полностью понятна и выполнена.
Контейнер с флекситанком должен быть маркирован необходимым лейблом, для указания, что с контейнером необходимо осторожно обращаться и что он содержит наливной груз.
Информация, содержащая описание природы груза, должна быть передана по всей длине транспортной цепочки. Она должна указывать, на поведения продукта при утечке, а также его возможность к затвердению, загрязнению и повреждению контйенера.
Контейнеры должны быть проверены, для удостоверения в том, что:
Замки, на обоих дверцах, исправно закрываются.
Штифты на обоих дверях размещены и закрываются исправно когда двери закрыты.
Рукоятки находятся на месте и полностью закрыты в своих люках.
Углубления в проеме для крепления переборки находится в хорошем состоянии.
(примите к сведению: контейнеры производятся без углублуней и поэтому не могут быть подогнаны для размещения перегородки)
Дырки, для крепления тросов, по углам контейнера не должны быть повреждены, иначе они могут пробить флекситанк.
Болты, удерживающие таблички и т.д. не должны выступать с внутренней стороны контейнера. Если выступают, они должны быть покрыты пеной или картоном.
Предупреждающий лейбл помещен на левую дверцу, указывающий:
По метариалам сайта http://www.ukpandi.com